Через несколько лет после появления во Франции
гипотезы Бюффона, а точнее в 1755-м году, в Германии известный
философ Иммануил Кант, будучи ещё молодым домашним учителем, выпустил книгу
╚Всеобщая естественная история и теория неба, или исследование о составе
и механическом происхождении всего мироздания, построенное на основе принципов
Ньютона╩. До 1791-го года книга оставалась неизвестной, тем более, Кант
не поставил своего имени на титульном листе, оставив сочинение анонимным.
Кант приписывает Богу лишь создание самой материи и наделение
её наблюдаемыми свойствами. Всё остальное развитие Мира происходит без
участия Творца.
Кант считал, что первоначально материя была сильно разрежена
и составляла так называемый Хаос. Подобное начало, надо сказать, встречалось
и в древнегреческих философских трудах. Хаос Канта состоял из мелких пылевых
частиц (сейчас бы сказали ╚метеорных╩), находящихся в покое. Этот покой
мог быть лишь в самом начале, сразу после создания Хаоса Богом. После этого
отправного момента материя приходит в движение, подчиняясь законам Ньютона.
Более массивные частицы начинают из окружающего их пространства притягивать
к себе легкие пылинки. Так в Хаосе появились первые сгущения материи.
Эти сгущения росли и объединялись в большие шары, из которых
и образовались звёзды. Кант понимал, что, следуя только этой логике, он
должен был завершить развитие Мира образованием только одного шара.
Поэтому он наделил частицы материи ещё и свойством упругости: при столкновении
частицы могли отскакивать друг от друга, меняя направление своего движения.
В процессе этих столкновений, как полагал Кант, вблизи
каждого большого тела случайным образом должно начать преобладать
одно направление движения. Как считал философ, двигаясь по параллельным
траекториям, частицы меньше сталкиваются. Таким образом, около каждого
шара небольшое количество вещества вовлекается во вращение вокруг центрального
тела. Траектории частиц проходят через центр большого шара и лежат в плоскости
его экватора: центральное тело раскручивается в ту же сторону, что и большая
часть частиц. Так у звёзд могут появиться планеты, а у планет √ спутники,
причём вращение всех тел одной системы (такой, как Солнечная) происходит
в одном направлении.
Происхождение колец Сатурна Кант объяснил слишком быстрым
начальным вращением планеты, от которой под действием центробежных сил
отделилась часть вещества (центробежная сила - это та самая сила, которая
тянет нас при повороте любого транспорта в противоположную повороту сторону).
Как видим, здесь гипотеза Канта в чём-то перекликается с идеями Бюффона.
По мнению Канта, известный всем из библейской истории большой потоп был
следствием разрушения Богом водяного кольца, которое образовалось у Земли.
Все звёзды в Мире Канта должны остыть, но упавшие на них
планеты, объединение нескольких звёзд, наконец, падение их на центрально
мировое Солнце разогреет всё вещество и породит новые клубы Хаоса. Так,
в общих чертах, выглядит идея круговорота материи во Вселенной. В
чём-то эта мысль напоминает нам с Вами современную идею пульсирующей Вселенной,
хотя и далека от последней в научном плане.
Основной ошибкой Канта является неверное представление
о возникновении вращательного движения из прямолинейного. Такое не может
произойти само по себе в замкнутой системе, которой является Хаос Канта.
Для того, чтобы это движение началось, нужно воздействие извне, а ни какое
материальное тело, ни Творец такого влияния на Хаос не оказывали. Частицы
Хаоса Канта и впрямь должны были собраться, в итоге, в одно Мировое Солнце,
без планет, спутников и колец.
Изначальный ╚строительный материал╩ Вселенной состоял
не из пылинок, а из водорода, гелия и излучения. То же касается тех облаков,
из которых, по современным представлениям, рождаются планетные системы:
содержание пыли в до-планетных облаках было невелико.
Никак не объясняет Кант и то, каким образом вновь должен
образовываться Хаос из остывшей материи.
Неверны его мысли об образовании колец Сатурна и, уж конечно,
идея о всемирном потопе.
Гипотеза Канта, однако, впервые предположила образование
Солнца и планет из туманности. Такие гипотезы называют небулярными (╚туманностными╩).
Одна из небулярных гипотез в наше время является общепринятой. Идеи же
самого немецкого философа не имели верных предпосылок и точного математического
объяснения.
|